4 компонента жизни в аюрведе


4 компонента жизни в аюрведе

Когда мы говорим о здоровье, обычно подразумеваются проблемные состояния тела. Но человек ведь не только физическая форма. Аюрведа смотрит на здоровье гораздо шире, объединяя в себе нематериальные составляющие (ум, сознание, эмоции, мысли) и материальные проявления (воспринимаемые с помощью физических чувств).

Согласно аюрведе жизнь – это целостное сочетание 4 компонентов: души (атмы), ума (манаса), чувств (индрий) и тела (шариры). Каждый из них выполняет свою функцию и вносит свой вклад в единое целое, называемое жизнью. Целью аюрведы является поддержание баланса между ними, ведь, когда нарушается связь между материально и нематериальной сторонами жизни, возникает дисбаланс на ментальном, эмоциональном или физическом уровне.

Чтобы лучше понять свое тело, вначале нам нужно разобраться, как работают органы чувств, каким образом они питают и защищают наш организм. В свою очередь чувственное восприятие контролируется умом, а постижение природы ума невозможно без понимания души (атмы), того разума, который направляет нас и всю нашу жизнь. Рассмотрим подробно каждый из 4 компонентов жизни.

1. Душа (атма)

Внутри нас есть четкое ощущение самости (чувство «Я»), которое чувствует себя отдельным от объектов своего восприятия (разума, чувств, тела), считая их принадлежащими ему. Это и есть душа. Наше внутреннее чувство «Я» (душа) получает опыт через разум, чувства и тело, но при этом оно само не является объектом опыта.

Древние мудрецы постигли, что душа направляет всю жизнь человека. Но они пошли в своих исследованиях дальше. Пытаясь найти источник души, они пришли к выводу, что существует Космический Разум, отвечающий за создание, гармонию и разнообразие во Вселенной. Все разнообразные элементы мироздания движутся вместе и взаимодействуют между собой на благо целого, а это возможно только в том случае, если знание целого вложено в каждый элемент, и каждый элемент связан с единым Космическим Разумом.

Свойство внутренней разумности, ощущения себя как индивидуальности называется дживатма (душа), которая ведет и направляет нас по жизни в соответствии с нашей судьбой. Но индивидуальная душа не может существовать без связи с универсальной душой (Космическим Разумом), которая называется параматма. Параматма – это суть всего мироздания (в том числе и нашей индивидуальной души), она объединяет все элементы мироздания.

Индивидуальная душа (дживатма) по отношению к универсальной душе (параматме) является тем же, чем волны являются по отношению к океану. Кроме того, океан не перестает быть океаном от того, что на нем поднимаются волны. Так и параматма (Космический Разум) всегда остается универсальным, проявляясь в уникальных формах человеческого разума. Несмотря на кажущиеся отличия каждой индивидуальной души от другой индивидуальной души, на самом деле они являются проявлением единой организующей силы (Космического Разума).

Каждая душа представляет собой уникальную комбинацию Космического Разума, имеющую четкий набор своих склонностей и предпочтений. Эти внутренние склонности ведут душу к достижению ее цели. Опираясь на эволюционную природу жизни, древние мудрецы сделали заключение, что конечной целью индивидуальной души является сознательное воссоединение с ее источником, это то, что называется йогой.

Дхарма — термин, которым в восточной философии описывают цели и путь души (внутренние склонности), направленные на поддержание космического порядка, целостности жизни и гармонии во Вселенной. Самый верный признак того, что человек живет в соответствии со своей дхармой — это радость от жизни, от выполнения своих обязанностей, которые близки нашей душе, это выбор таких действий, которые приносят счастье и удовлетворение.

2. Ум (манас)

Из вышеизложенного возникает вопрос: если наша душа направляет нас к совершенству (в том числе и к совершенному здоровью), почему часто наши действия вредят нашему телу или ранят чувства? Например, мы не можем ограничить потребление сладостей, зная, что это вредит здоровью, или не можем обуздать свой гнев. Аналогично видна разница и между людьми, одни чувствуют, что для них хорошо и действуют соответственно, некоторые вообще над этим не задумываются, а некоторые потакают своим пристрастиям, несмотря на имеющиеся знания.

Аюрведа дает ответы на эти вопросы. Она утверждает, что счастье и несчастье, здоровье и болезни, использование нашего творческого потенциала или пренебрежение им — все это зарождается в уме и является следствием его состояния. Душа направляет нас по жизни, но наши чувства и тело контролирует ум, именно он решает для чего их использовать, для улучшения или ухудшения жизни. Ум отвечает за поддержание гармонии между разными компонентами жизни и Космическим Разумом, который в свою очередь управляет всей жизнью. Поэтому ум (манас) в аюрведе считается центральным компонентом жизни.

Каждый человек может раскрыть весь жизненный потенциал, заложенный в него при рождении, если будет жить в полном соответствии с универсальной природой. Наше индивидуальная душа связана с Космическим Разумом посредством функциональной связи, которая может усиливаться или ослабляться в зависимости от состояния ума, его качественных характеристик (гун). Чтобы лучше понять, что такое качество ума, сначала нужно более подробно рассмотреть три гуны (саттва раджас и тамас), управляющие материальной природой. Подробнее об этом читайте в этой статье.

Чувства и органы чувств

3. Чувства (индрии)

Чувства (индрии) – третья основная составляющая жизни, описанная в аюрведе. Они формируются из базовых качеств пяти первоэлементов. Более подробно этот процесс описан в статье теория пяти элементов. Чувства соединяют нематериальные компоненты жизни (душу и ум) с материальными (физическим телом и природой). Если бы у нас не было органов чувств, наша внутренняя реальность была бы полностью отделена от внешней действительности.

Чувства собирают информацию о внешнем мире и переносят ее к внутренней реальности. Поступающие ощущения воспринимаются как звук (слух); свет, цвет, форма (зрение); прикосновения, температура (осязание); вкус или запах (обоняние). Вся эта информация развивает и питает ум. Информация низкого качества нарушает гармонию и вызывает дисбаланс, как в уме, так и в теле.

С аюрведической точки зрения неправильное использование чувств и неверный выбор их объектов – это одна из основных причин болезни. Выделяют 3 вида злоупотребления чувствами. Во-первых, это избыточная чувственная (сенсорная) стимуляция. Это происходит, когда мы слушаем слишком громкую музыку, долго сидим за компьютером или смотрим телевизор. Даже переизбыток чтения или разговоров перегружают чувства.

Другим неправильным использованием органов чувств является недостаток впечатлений. Наглядные примеры — зимняя депрессия из-за нехватки солнечного света или изоляция от мира, которая приводит к ментальному дисбалансу. Еще один вид злоупотребление чувствами – это избыток негативных впечатлений. Когда мы видим или слышим что-то неприятное, это ведет к нарушению баланса между телом и душой. Например, сцены насилия, наполняют жизнь отрицательной энергией и наносят вред нервной системе. Негативные ощущения ослабляют связь между умом и телом, отрицательно влияя на наше самочувствие.

Не стоит путать чувства с органами чувств. Чувства являются тонкими субъективными процессами и не обладают вещественной реальностью, а физические органы чувств воспринимают внешний мир (внешние материальные объекты) и передают эту информацию к самим чувствам. Более подробно взаимосвязь между чувствами, органами чувств и первоэлементами описана в этой статье.

Чувства выполняют защитную функцию, передавая информацию от внешнего мира к внутреннему и обратно. Если из-за неправильного питания у нас появилось несварение желудка, ум получает информацию посредством чувств и реагирует на это. Например, мы можем решить не есть, пока желудок не восстановится.

Для хорошего здоровья очень важно поддерживать правильную и слаженную деятельность чувств. Оценить качество их деятельности можно, оценив влияние чувств на тело и ум. Чувственное восприятие могут нарушать физические болезни, вмешиваясь в работу соответствующих органов. Например, если мы простудились, у нас болит горло, заложены нос и уши, поэтому мы не в состоянии правильно воспринимать вкус, запах и звук.

4. Тело (шарира)

Тело (шарира) — это четвертый базовый компонент жизни. С точки зрения аюрведы физическое тело не важнее других тонких составляющих человеческой жизни (души ума и чувств), но тело выступает как проводник, с помощью которого можно влиять на тонкие компоненты и их взаимосвязи. Более подробно аюрведическая концепция строения человеческого организма описана в этой статье.


Нет комментариев

Оставить комментарий