Атхарваведа

atharvaveda

Атхарваведа (в переводе с санскрита atharvan — древний риши, veda — знание) — один из четырех древних священных текстов индуизма (Вед), являющийся последним (четвертым). Считается, что Атхарваведа была в основном составлена двумя группами риши (мудрецов), известными как Бхригу и Ангирасы. Часть текстов Атхарваведы написана другими авторами (Каушика, Васиштха и Кашьяпа). В настоящий момент сохранились две редакции (шакхи) Атхарваведы Шаунакия и Пайппалада.

Атхарваведа (Веда заклинаний) принадлежа к самому раннему, ведийскому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих Вед, отличаясь от них по своему содержанию и ритуальному назначению. Атхарваведа отражает многие стороны повседневной жизни древнейших индийцев, чем она уникальна. Другие Веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иератическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени.

Атхарваведа гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. Основное ее содержание – связанные с исцелением (врачеванием) заклинания, ворожба, колдовство, магические стихи и т.п., а также правила лечения травами многочисленных болезней, которые положили начало древнеиндийской медицины. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племен, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.

Атхарваведа не сразу была причислена Ведам. В ранних текстах она не упоминается, когда же начинает упоминаться, то не как Веда. Издревле и очень долгое время в индийской литературе говорится о трех Ведах. Традиция долгое время рассматривает Атхарваведу как произведение низшего порядка, поскольку она посвящена такому сомнительному и опасному предмету, как колдовство. Атхарваведа своим содержанием связана во многом с медициной и астрологией; между тем в древнеиндийских книгах законов — дхармашастрах врачи и астрологи объявлялись нечистыми, запрещалось употребление корней целебных растений, а за колдовство вообще назначалась суровая кара. Наиболее ортодоксальные брахманские школы так никогда и не признали четвертую Веду.

Следует отметить, что Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной. В нем в качестве причин болезней указываются живые агенты: например, ятудханья (yatudhānya), крими (kṛimi) и дурнама (durṇama). Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией (теорией трех дош), разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей все еще оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты.Где указано, что микробы являются причиной проказы. Также Сушрута расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. В Атхарваведе описывается заболевание проказой и рекомендуется применять для лечения раджани аушадхи. Аушадха описывается как растение с черными стеблями и темными пятнами, из чего можно сделать вывод, что, скорее всего, это лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, Атхарваведу можно считать первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков.

Атхарваведа также содержит сведения о военных техниках того времени. В ней описаны многие военные приспособления: стрела с каналом для яда, яд из касторовых бобов, отравленная сеть, ловушки с крюками, использование распространяющих болезни жуков и дымовых завес. Эти отсылки к военным практиками, относящимся к ритуалам кшатриев (касты воинов), и послужили причиной формирования плохой репутации Атхарваведы, что выразилось в нежелании признания ее в качестве Веды.

Атхарваведа читать (скачать)

Том 1
Том 2
Том 3

Нет комментариев

Оставить комментарий