Гуны (саттва, раджас и тамас) в аюрведе


Гуны (саттва, раджас и тамас) в аюрведе

Гуны (в переводе с санскрита «качества») – это главные характеристики природы (пракрити), это тонкие силы пронизывающие весь материальный мир. Именно они отвечают за процессы творения, развития и уничтожения. Выделяют три гуны материальной природы:

  • саттва — принцип ясности, света, восприятия, интеллекта и гармонии;
  • раджас — принцип энергии, активности, эмоций и беспокойства;
  • тамас — принцип инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.

Чтобы жизнь проявилась в физической форме, природа использует саттва-гуну (творческое качество). В первой фазе любого цикла развития преобладает эта гуна. Затем природа включает раджо-гуну (активное и организующее качество), чтобы наращивать и поддерживать проявленное в первой фазе. Когда пройдены первые две фазы цикла и достигнута их цель, природа задействует тамо-гуну (разрушительное качество), чтобы завершить цикл развития.

Абсолютно все во Вселенной находится под влиянием трех гун, их действие универсально и вездесуще.

В деятельности ума (сознания) три гуны проявляются самым непосредственным образом. Они его контролируют. Саттва вызывает стремление к познанию, а также наделяет способностью к творчеству, мышлению и воображению. Она проявляется в виде любопытства, тяги и вдохновения. Раджас вызывает действие, инициативу и мотивацию и проявляет себя как способность к организации и реализации чего-либо на физическом плане. Тамас дает способность к завершению всего, что было задумано под влиянием саттвы и реализовано с помощью раджаса.

Хотя каждая гуна является необходимым элементом природы, чтобы поддерживать все жизненные процессы и обеспечивать эволюцию, тем не менее, саттва представляет собой адекватное качество ума (сознания). Раджас и тамас — наоборот, являются чуждыми, «загрязняющими» элементами ума (сознания), они снижают нашу способность к восприятию.

Саттва, раджас и тамас описание

Ум как таковой называется саттвой — ясностью, так как именно ясность является тем основным свойством ума, благодаря которому в принципе возможно восприятие. В буквальном переводе слово «саттва» означает нечто, обладающее той же природой, что истина или реальность (сат). Ум по своей природе ясный и чистый, но его могут затемнять негативные мысли и эмоции. Когда ум чист, это приводит к просветлению и самореализации. Саттва — это божественная природа. Она обращает ум и сознание к внутреннему миру, восстанавливает гармонию ума и сердца. Люди с преобладанием саттвы наделены правдивостью, честностью, скромностью и стремлением к общему благу.

Раджас — это рассеянность или беспокойство ума, то, что направляет наше внимание вовне и заставляет нас искать удовлетворения во внешнем мире. Это ум, возбужденный желанием. В буквальном переводе «раджас» означает «пятно» или «дым». Это взбудораженные мысли и фантазии, а также гнев, упрямство, желание управлять другими людьми и эгоизм. Раджас включает в себя стремление к власти, возбуждению и развлечениям. Избыток раджаса порождает демонические натуры.

Тамас — это тупость, темнота и неспособность к восприятию. Это ум, затуманенный невежеством и страхом, это тяжесть и летаргия. Тамас порождает лень, сонливость, ослабленное внимание, приводит к снижению чувствительности и умственной активности, подчиняя ум внешним или подсознательным силам. Люди, у которых преобладает тамас, оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.

Очевидно, что нужно стремиться к саттвическому стилю жизни. Поскольку гуны пронизывают всю природу, важно питаться саттвической пищей (подробнее об этом читайте в этой статье) и использовать саттвические травы для лечения болезней. Однако растения раджастического типа могут применяться в целях коррекции тамастических состояний, и наоборот.

Аюрведические рекомендации по питанию, распорядку дня, включающему в себя ежедневные упражнения асаны йоги, медитацию и пранаяму, способствуют увеличению саттвы исвязи души со всеми аспектами жизни.


Нет комментариев

Оставить комментарий