Методы аюрведы для поддержания здоровья


metody-ayurvedy

Цель аюрведы — исцеление болезней и сохранение здоровья. Аюрведические рекомендации помогут вам, если вы заболеете. Однако легче оставаться здоровым, чем лечить болезнь, особенно если она уже достигла поздних стадий. Поэтому в аюрведической медицине постоянно делается акцент на профилактике. Рассмотрим основные методы аюрведы для поддержания здоровья.

Читайте также: 6 стадий болезни в аюрведе

Осознавание

Ключом к сохранению здоровья является осознавание. Если вы знаете свою конституцию и можете оставаться бдительным к тому, как ваши тело, ум и эмоции реагируют на перемены в окружающей среде и во всех аспектах взаимодействия с ней, например, в питании, вы сможете адекватно реагировать на них, чтобы оставаться в добром здравии.

Читайте также: Определение типа конституции в аюрведе

Причина является скрытым следствием, а следствие — проявленной причиной, подобно тому как семя содержит в себе потенциал дерева. Если у человека с капха-конституцией в весенний сезон регулярно возникают связанные с капхой проблемы, например сенная лихорадка, простуда, гайморит, застойные явления, увеличение веса и т.д., то ему необходимо обратить внимание на свою диету и исключить из нее пищу, порождающую капху: пшеницу, арбузы, огурцы, йогурт, сыр, конфеты, мороженое и холодные напитки (у людей капха-конституции охлажденная пища склонна вызывать застойные явления) и т.д.

Чтобы сохранять здоровье, достаточно знать причины заболевания, понимать, что «подобное увеличивает подобное», а «противоположности уравновешивают друг друга», и корректировать отклонения в самом их начале с помощью постоянного осознавания своего поведения.

Если я живу осознанно, то, например, смогу заметить, что когда две недели назад я съел йогурт, у меня затем были застойные явления и развилась простуда. Потом я поправился и несколько дней чувствовал себя хорошо. Когда мне снова попадется йогурт, разум моего тела напомнит мне: «Когда ты последний раз ел йогурт, ты заболел!» Если я прислушаюсь к своему телу, то услышу: «Я не хочу йогурта!». Прислушиваться к мудрости тела, к интеллекту тела — значит быть осознающим, и это один из самых эффективных методов предотвращения заболеваний.

Развитие осознавания для раннего распознания нарушающих равновесие факторов является первым и необходимым шагом к сохранению здоровья. Второй шаг состоит в принятии корректирующих мер, то есть в совершении определенных действий.

Принятие корректирующих мер

Вы не можете управлять погодой, но можете одеваться так, чтобы холодный ветер, дождь или летняя жара не возбуждали доши. Перемены погоды являются потенциальной причиной нарушения равновесия дош. Ветреная, холодная, сухая погода будет возбуждать вату; жаркая и влажная — питту; холодная, облачная и сырая — капху. Коль скоро вы обладаете знанием и пониманием, пора предпринимать действия — надеть шляпу, шарф, теплое пальто; избегать прямых солнечных лучей и т.д.

Факторы, стремящиеся нарушить равновесие, постоянно воздействуют как изнутри, так и извне. Меняется погода, меняется наше непосредственное окружение, меняются мысли и чувства, приходят и уходят стрессовые ситуации. В ответ на эти перемены мы должны адекватно действовать. Как сказано в Бхагавадгите: «Умение совершать правильные действия называется йогой».

Приходится быть весьма сообразительным, чтобы, зная свою прошлую историю, извлекать из нее уроки. Например, когда я ем горох, у меня обычно расстраивается живот, так что и сейчас мне нежелательно его есть. Однако, если кроме гороха есть больше нечего, мне следует добавить к нему молотого кумина, ги (гхи) и немного горчичного семени, и тогда он станет вполне съедобен для меня. Влажное ги и согревающие специи скорректируют ватогенные свойства гороха.

Существенную часть раздела аюрведы о приготовлении лекарств составляет искусство приготовления пищи, поскольку пища рассматривается как одно из лекарственных средств. Добавление специй изменяет свойства пищи и способно сделать «запрещенную» пишу, которая провоцирует нарушение равновесия, вполне приемлемой. Например, некоторые люди чувствительны к картофелю. От картофеля у них образуются газы и появляется легкая ломота и боль в мышцах и суставах. Однако, если приготовить картофель с ги и небольшим количеством куркумы, горчичного семени, молотого кумина и кориандра, это смягчит возбуждающее вату качество картофеля, и организму будет легче переварить его. Таким образом, если принять меры для коррекции причины, то реакция организма будет иной, и данный фактор не будет иметь неблагоприятных последствий.

Этот принцип в равной мере применим и к психическим факторам. Предположим, что просмотр фильмов со сценами насилия выводит вас из душевного равновесия, и в результате вам снятся кошмары. Если вы заметите, что образы насилия нарушают равновесие ваших дош, вызывая тревогу и страх, то в следующий раз, когда вам «подворачивается случай» посмотреть кино со сценами насилия, вы можете осознанно отказаться от этого.

Вышесказанное основывается на той же центральной идее — осознавании, выяснении для себя вопроса: «Что со мной происходит в этой ситуации? Что я знаю? Что я могу сделать?»

Восстановление равновесия

Первый шаг в поддержании здоровья — развитие осознавания потенциальных причин болезни. Второй шаг — принятие мер для их коррекции. Следующий шаг — это восстановление равновесия, если оно все же нарушается. Основным методом, используемым для этой цели, является применение противоположных качеств.

Если вы замерзли, съешьте немного горячего супа или выпейте чего-нибудь теплого. Если вы взволнованны или расстроены (быть может, вопреки своему здравому смыслу вы все же посмотрели фильм со сценами насилия), сядьте и немного позанимайтесь медитацией, чтобы успокоить свои эмоции и ум. Если вашу питту спровоцировали и вас обуревает гнев, поплавайте в прохладной воде или съешьте какой-нибудь сладкий охлаждающий фрукт.

Этот принцип выглядит простым и очевидным, но в повседневной жизни о нем нелегко вспомнить. Однако он является очень мощным и действенным. Применяя его, вы со временем обнаружите, что способны быстро и без особых усилий восстанавливать умственное и физическое равновесие.

metody-ayurvedy1

Методы очищения

Теперь рассмотрим еще один метод исцеления. Предположим, вы были неосознанны, не приняли корректирующие меры для восстановления равновесия и начали заболевать. Что делать в этом случае?

Применение принципа противоположностей является почти универсально действенным и полезным на любой стадии заболевания. Однако, если болезнь уже начала развиваться, его одного будет недостаточно. На этой стадии необходимо дополнительно использовать методы очищения тела от избытка дош и образовавшихся ядов.

Как мы знаем, возбуждение дош из-за плохого или неправильного питания, нездорового образа жизни, отрицательных эмоций или других факторов нарушает работу агни (метаболического огня тела, который управляет перевариванием и усвоением пищи). Когда агни ослабевает или нарушается, пища не переваривается должным образом. Непереваренные и неусвоенные частицы пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и превращаются в токсины, называемые в аюрведе ама. На третьей стадии (стадии распространения) болезненного процесса ама засоряет кишечник, и ее избыток, распространяясь через каналы тела, такие как кровеносные сосуды и т. д., засоряет ткани и вызывает заболевание.

Читайте также: 10 факторов здоровья и болезни

Ама является ключевым звеном в процессе заболевания. Присутствие амы в организме ощущается в виде утомления или чувства тяжести. Она может вызывать запор, несварение, метеоризм, понос, дурной запах изо рта, неприятный вкус во рту, ригидность мышц и помрачение ума. Легче всего обнаружить аму по налету на языке.

Болезнь является «кризисом амы», при котором тело стремится устранить накопившиеся яды. Таким образом, чтобы остановить развитие заболевания, нужно помочь телу избавиться от ядов.

Для удаления амы из организма в аюрведе используются многие программы внутреннего очищения. Одной из них, наиболее широко известной, является состоящая из пяти процедур программа под названием «панчакарма» (что в переводе означает «пять действий»). Программы панчакармы, применяемые в аюрведических лечебных центрах, включают в себя подготовку к очищению и собственно очищение.

Первым подготовительным шагом является «внутреннее промасливание». Пациент ежедневно в течение нескольких дней принимает определенное количество жидкого ги (топленого сливочного масла). Масло образует в каналах тела тонкую пленку, которая смазывает их и позволяет осевшей в соединительных тканях аме лучше продвигаться к желудочно-кишечному тракту, не прилипая при этом к стенкам каналов.

«Внутреннее промасливание» проводится в течение трех-пяти дней или дольше, в зависимости от состояния пациента.

За этим следуют «внешнее промасливание» (снехана) и пропотевание (сведана). Масло наносят на все тело с помощью специального массажа, который помогает движению ядов к желудочно-кишечному тракту. Кроме того, массаж размягчает поверхностные и глубокие ткани, помогая ослабить в них напряжение и укрепить нервную систему. После этого пациент потеет, например парится в бане, что еще больше высвобождает токсины и усиливает их движение к желудочно-кишечному тракту.

После трех-семи дней таких процедур доши становятся достаточно «созревшими», и тогда врач решает, что пациент готов к устранению избытка дош и скоплений амы. В качестве путей для удаления избыточных дош выбираются наиболее подходящие из следующих пяти процедур (карм):

  • лечебная рвота (вамана) для удаления ядов и избытка капхи из желудка;
  • слабительные средства (виречана), чтобы удалить аму и избыточную питту из тонкого и толстого кишечника, почек, желудка, печени и селезенки;
  • лекарственные клизмы (басти), для удаления избытка ваты из толстой кишки. Возбужденная вата является одним из главных этиологических факторов в проявлении заболеваний. Если мы сможем контролировать вату, используя басти, то устраним причины большинства заболеваний;
  • введение лекарств через нос (насья). Сухие порошки трав или масла, вводимые через нос, помогают удалению дош, накопившихся в голове, пазухах и носоглотке, и приводят в порядок дыхание;
  • очищение крови (ракта мокша), которое традиционно осуществляется двумя способами. Одним из них является кровопускание, когда из вены выпускают небольшое количество крови, однако в некоторых странах, этот метод считается незаконным и потому недоступен. Второй способ предполагает использование кровоочистительных трав, например таких, как лопух.

Панчакарма — не единственный метод, используемый в аюрведе для удаления амы из организма. В зависимости от общего состояния человека и от серьезности заболевания используется один из двух основных подходов. Если человек слаб или изнурен, а болезнь сильна, следует отдать предпочтение методам, которые приносят временное облегчение и успокоение (шамана), когда ама нейтрализуется с помощью более мягких методов очищения, включая травы. Если у пациента больше сил и энергии, а болезнь является не столь серьезной или протекает без осложнений, то больше показаний для применения панчакармы.

Важно! Панчакарма является интенсивной процедурой, для проведения которой нужен надлежащим образом обученный персонал, а не просто кто-то с умеренной аюрведической подготовкой. Панчакарма проводится индивидуально для каждого человека, с учетом его конституции и состояния здоровья, и требует внимательного наблюдения и контроля на каждой стадии, в том числе в восстановительный период после очищения.


Нет комментариев

Оставить комментарий