Разделы аюрведы


Разделы аюрведы

В большинстве древних аюрведических трактатов описывается восемь направлений аюрведы (аштанга-аюрведа). Согласно классификации Чараки, выделяют следующие разделы аюрведы:

1. Кайячикитса (Kayachikitsa), внутренняя медицина. Слово «кайа» переводится как «все тело». «Чикитса» означает «лечение или терапия». Здесь подразумевается диагностика и лечение общих болезней, то есть болезней, воздействующих на все тело, типа лихорадки, диареи, кровоизлияния, сумасшествия, истерии, эпилепсии, болезней кожи, туберкулеза, диабета и так далее – в отличие от болезней, наносящих вред какому-либо отдельному органу. Сюда входит и панчакарма. Поэтому некоторые авторы этот раздел называют «Панчакарма чикитса».

Читайте также: Упрощенная панчакарма в домашних условиях

Этот раздел аюрведы считается наиболее важным. Это общая классификация болезней, описывающая их симптомы, причины, локализацию в теле и методы лечения. Самый главный текст этой ветви Аюрведы – «Чарака Самхита». Чарака отмечает, что успех лечения зависит не только от усилий врача, но и также от питания, правильного подбора лекарств и настроения самого пациента.

2. Шалья тантра (Shalya Tantra), хирургия. В этом разделе аюрведы подробно изложены хирургические операции, а также этика, распорядок жизни и внешний вид хирурга, сюда также входит акушерство. Когда болезнь вызвана несчастным случаем или вторжением в тело инородного объекта, необходимо срочное хирургическое вмешательство. Этот раздел состоит из двух подразделов:

  • Внешняя шалья – удаление из тела объектов, попавших в него из вне.
  • Внутренняя шалья – удаление собственных частей тела, причиняющих беспокойство, например, воспаленный аппендикс и т.д.

Любой инородный предмет, который входит в человеческое тело и причиняет ему боль, называется «шалья». Шалья тантра – отрасль знания, имеющая дело с шальями. Она состоит из операционной хирургии и акушерства. Здесь разработаны эффективные методы удаления из тела инородных предметов типа частиц камня или земли, пыли, металлических предметов, травы, костей, осколков, ногтей, волос, запекшейся крови, гноя. Операции проводятся с помощью хирургических инструментов, прижиганий, использования щелочных веществ (кшара), применения бандажей, обработки ран и язв. Большое внимание уделяется болезням, могущим возникнуть после хирургических действий.

Мастер аюрведы Сушрута написал книгу «Шалья чикитса», где дал подробное и систематизированное описание хирургических методов лечения различных заболеваний. Сушруту можно назвать отцом индийской хирургии. Он объясняет назначение 101 инструмента (янтр), разбивая их на 6 классов:

  1. свастика (крестообразные),
  2. самдаса (вытянутые),
  3. тала (с плоскими концами),
  4. нади (имеющие плоскую форму),
  5. шалака (в виде прута),
  6. упаянтры (дополнительные).

Сушрута определяет также 8 видов хирургической техники (шастра-карма):

  1. надрезание,
  2. вырезание,
  3. выскабливание,
  4. прокалывание,
  5. зондирование,
  6. извлечение,
  7. отсасывание,
  8. наложение швов.

Все существующие хирургические операции до наших дней укладываются в эти 8 видов, добавить новую технику практически невозможно. Сушрута уделяет также большое внимание анестезии, экспериментирует с обезболивающими средствами. Согласно Сушруте операционное лечение пациента проходит в 3 стадии:

  • дооперационное лечение (пурва-карма);
  • операционное лечение (прадхана-карма);
  • послеоперационное лечение (пашчат-карма).

3. Шалакья тантра (Shalakya Tantra), лечение органов, расположенных выше плеч – головы и шеи, сюда также относится лечение болезней глаз, ушей, носа, горла и т.д. Все эти органы очень маленькие и с ними нужно по-особому обращаться. Поэтому хирургические инструменты должны быть очень маленькими и нежными (шалака). И в терапии здесь также нужно быть осторожным. Эта отрасль включает в себя как терапию, так и хирургию.

Как отдельная отрасль медицины шалакья в Ведах не упоминается. Первые упоминания о шалакье находят в хирургических трактатах. Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

4. Каумарабхритья тантра (Kaumarabhritya Tantra), педиатрия. Это ветвь аюрведы, связанная с зачатием, беременностью, рождением, послеродовым уходом за матерью и ребенком, а также с болезнями новорожденных и детей. Многие болезни младенцев вызваны недостатками материнского молока; забота о его качестве – важная ветвь каумарабхритьи.

Основоположником данного раздела является Кашьяпа Муни. Он описывает классификацию и лечение болезней плода и детских болезней, распорядок дня ребенка, способы повышения иммунитета, а также обряды, проводимые для выбора пола ребенка, устранения токсикоза беременной, защиты беременной от влияния злых духов, облегчения родов, улучшения умственных и физических способностей ребенка, а также надлежащих обрядов для детей младше двенадцати лет.

В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

5. Бхута видья (Bhuta Vidya), психотерапия, предполагающая работу с духами. Этот раздел имеет дело с мистическими, духовными и психологическими аспектами болезней, а также способами их лечения, защитой от сглаза, порчи, от демонов и духов как божественной, так и демонической природы. Лечению подвергаются болезни, вызванные негативным влиянием извне, демоническими сущностями, а также небесными телами (планетами, звездами и т.д.). Бхута видью можно сравнить с современными психотерапией и гипнозом. Она основана на астрологии.

6. Агада тантра (Agada Tantra), токсикология. Этот раздел аюрведы имеет дело с отравлениями и лечением отравлений. В ней врачи изучают знания ядов как минерального, так и растительного или животного происхождения. По виду или запаху пищи они могут безошибочно сказать, отравлена она или нет, а по виду раны попал ли в нее яд. В этом разделе также описывается лечение укуса ядовитых змей, укуса крыс, скорпионов и других ядовитых существ. Речь идет о заразных болезнях, вызванных нападением на человека животных или микробов. Агада тантра имеет также дело с передачей микробной инфекции через воздух и воду. Выведение токсинов называется виша чикитса. Из этого раздела позже сформировались разделы, связанные с лечением металлами и минералами.

7. Расаяна тантра (Rasayana Tantra), гериатрия, продление молодости и омоложение. Этот раздел аюрведы занимается вопросами сохранения молодости и продления жизни. Клетки каждого живого существа на протяжении жизни подвергаются различным изменениям. По мере старения они деградируют. Расаяна уменьшает степень такой деградации, тем самым омолаживая тело. В распоряжении расаяны – массаж, лекарственные травы и кремы, ванны и особые лекарственные средства.

Старость вносит множество изменений в тело, например, снижение памяти, морщины, физическое ослабление и.т.д. В аюрведе говорится, что старость это то же самое, что и болезнь, и одна из задач аюрведы предотвращать процесс старения. Эта ветвь аюрведы занимается лекарствами или веществами, которые замедляют или даже останавливают и поворачивают вспять процесс старения и которые дают телу новые силы.

Ведические писания содержат множество гимнов, посвященных здоровью и процветанию. В этих гимнах прослеживается важность омоложения, лечения и восстановления дхату (тканей организма). «Раса» означает сущность, вкус; в данном случае это понятие относится к потребляемой пище. «Аяна» обозначает каналы, по которым энергия пищи разносится по телу. Правильное питание тела возможно только при нормальном функционировании аяны.

Классификация расаяны:

  • Камья расаяна — обеспечение хорошего здоровья;
  • Прана-камья — обеспечение жизненной силы и долголетия;
  • Медха-камья — обеспечение высокого интеллекта;
  • Шри-камья — обеспечение здорового вида;
  • Наймиттика расаяна — обеспечение жизненной силы при конкретных заболеваниях;
  • Вататпика расаяна — щадящий режим, без строгих ограничений;
  • Кутиправешика расаяна — жесткий режим, со строгими ограничениями.

Классификация наймиттика расаяны по содержанию:

  • аушадха расаяна — прием лекарственных средств
  • аджашика расаяна — особый режим питания
  • ачара расаяна — нормализация поведения

Для омоложения необходимы два условия:

  1. Жить определенное время в одном месте и следовать определенным правилам поведения;
  2. Принимать определенные лекарства (например, Чаванпраш).

Для того чтобы произошло омоложение необходимо:

  • найти особое место для жилья;
  • оно должно быть свободным от женщин;
  • рядом должна быть река;
  • в этом мирном ландшафте построить особый дом;
  • жить в одиночестве полтора года (или не меньше девяти месяцев);
  • есть только рис и молоко один раз в день и ничего больше;
  • рис с молоком можно есть только вечером, а утром нужно есть Чаванпраш;
  • в течение всего этого времени с вами должен быть хороший доктор, так как вы превратитесь в маленького ребенка.

Аль-Бируни, рассказывая об индусах в своей работе «Индия», писал: «У них есть очень своеобразная наука, напоминающая алхимию. Они называют ее расаяна. Расаяна состоит в выполнении определенных операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в основном из растений. Благодаря принципам расаяны у безнадежно больных восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность, восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на весьма долгий срок».

8. Ваджикарана тантра (Vajikarana Tantra) – наука сохранения и восстановления репродуктивной силы, сексология, андрология, гинекология. Этот раздел занимается лечением бесплодия, импотенции, генетических нарушений.


Нет комментариев

Оставить комментарий