Три тела человека в аюрведе


Три тела человека в аюрведе

Согласно аюрведе человек состоит из трех тел — физического, астрального и причинного, которые являются одеждой души.

Физическое тело состоит из плотных элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира. Оно видимо, рождено нашими родителями и питается пищей. Это тело нам хорошо известно, мы ощущаем его в своей земной жизни и в бодрствующем состоянии сознания.

Астральное или тонкое тело располагается внутри плотного тела. Оно состоит из жизненных сил, чувств и внешнего аспекта сознания и проявляется за рамками физической деятельности. Это тело образовано тонкими элементами, или чувственными производными внешних элементов — звука (эфир), осязания (воздух), зрения (огонь), вкуса (вода) и запаха (земля). Обычно мы ощущаем астральное тело косвенно — через физическое тело, умом и чувствами. Но во снах, видениях, в состоянии вдохновения и после смерти можно ощутить его непосредственно.

Причинное тело — еще более глубокий уровень ума, или сфера души, которая содержит в себе сокровенные желания, импульсы и тенденции (самскары), которые побуждают нас рождаться вновь и вновь. Оно состоит из гун (свойств природы): саттвы (гармонии), раджаса (возбужденности) и тамаса (инерции). На более высоком уровне причинное тело — это местопребывание мудрости, сердечных чувств и душевных побуждений, которые сопровождают нас от рождения к рождению.

Обычно мы не осознаем напрямую причинного тела, за исключением случаев, когда достигаем области своих глубочайших побуждений. Мы пребываем там в состоянии глубокого сна, а напрямую попадаем туда только в состоянии сверхсознания, запредельного по отношению к обычному индивидуальному сознанию. Пробуждение к такому состоянию — одна из главных целей йоги. Причинное тело — это колесница души, или перевоплощающейся сущности, и оно существует на всем протяжении перевоплощений, а астральное тело рождается из него.

Тела человек с точки зрения аюрведы

Своей главной задачей аюрведа считает правильную работу физического тела, исправление различных несовершенств, которые могут возникнуть в нем. Однако так как физическое тело поддерживается жизненной силой и связано с рассудком и душой, которая есть конечный источник жизни, аюрведа также рассматривает воздействия астрального и причинного тел.

Можно сказать, что физическое тело больше соответствует капхе, водному биологическому гумору аюрведы, так как состоит, в основном, из этого элемента.

Астральное тело больше соответствует питте, огненному биологическому гумору, благодаря его связи с чувствами.

Причинное тело больше соответствует вате, биологическому гумору воздуха, из-за своей силы наделять два других тела жизнью и сознанием.

Астральное тело есть тонкая форма, или модель, жизненный отпечаток, из которого возникает тело физическое. Изменяя внутренние энергии астрального тела, мы можем изменять работу физического тела. Подобная «работа с тонким телом» является основой пранического, или энергетического целительства, которым также занимается аюрведа.

Причинное тело — это глубинная воля и сердечные побуждения. Изменяя свои глубочайшие мысли и намерения, мы можем менять и физическое тело, и его жизненные энергии. Это основа духовного целительства аюрведы, которое задействует именно причинное тело.


Нет комментариев

Оставить комментарий