Вата-доша описание


vata-dosha

Вата-доша формируется из двух первоэлементов воздуха и эфира. Воздух в организме переносится эфиром. Вата управляет биологическим движением, которое вызывает тонкие изменения в обмене веществ. Эта доша правит нервной системой и тем самым достигает всех точек тела. Она проявляется в дыхании, мигании глаз, движении мышц, тканей и клеток тела, пульсе, импульсах нервных клеток. Местоположения ваты — толстая кишка, тазовая впадина, кости, органы осязания, уши и бедра (областью сосредоточения ваты является толстая кишка).

Вата-доша обеспечивает движение двух других дош (питты и капхи), которые неспособны к движению в ее отсутствие. Она также управляет движениями чувств и ума, обеспечивает психическую адаптацию и способность к пониманию. Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы.

Вата — первичная и самая важная среди трех дош. Она управляет двумя другими и в целом отвечает за все процессы в организме. Поэтому нарушения ваты обычно имеют более тяжелые последствия, чем нарушения других дош, и зачастую сказываются на психике и на всем организме.

Качества вата-доши

  • холодная, сухая,
  • легкая, тонкая,
  • подвижная, проникающая,
  • жесткая, шершавая,
  • прозрачная.

Избыток ваты вызывает истощение, упадок сил, ощущение холода, дрожь, вздутие живота и запоры, а также бессонницу, нарушение ориентации чувств, бессвязность речи, головокружение, смятение и депрессию. Вату-дошу можно успокоить веществами с противоположными качествами.

vata-dosha1

Пять видов ваты описание

Существует пять видов (суб-дош) ваты, которые на санскрите называются «прана», «удана», «самана», «вьяна» и «апана». Эти названия образованы путем добавления различных приставок к корню «ан», означающему «дышать» или «снабжать энергией». Каждая из суб-дош имеет определенное местопребывание в теле и выполняет определенные функции. В аюрведе эти суб-доши называют «ветрами» тела — это импульсы, двигающиеся по нервам, мышцам, кровеносным сосудам и везде, где тело приходит в движение.

Прана (пра-ана) — это первичный воздух (нервная сила), движущийся вперед. Прана расположена в мозге, голове и груди, управляет ритмами дыхания (вдохом) и глотанием, а также чиханием, сплевыванием и отрыгиванием. Подобно мозгу, где она расположена, прана обеспечивает наше зрение, слух, осязание, обоняние и вкус (но особенно слух и осязание). Она регулирует чувства, ум, сердце и сознание. Она управляет способностью мыслить, рассуждать и чувствовать и задает тон эмоциям — позитивным или негативным. Это наша часть космической жизненной энергии, которая управляет всеми остальными видами ваты в организме.

Прана предопределяет наше воодушевление и позитивный настрой в жизни, соединяет нас с нашим внутренним «Я». Считается направленной вверх по причине ее связи с высшими телесными функциями. Слово «прана» используется и в более широком смысле, обозначая вату в целом, поскольку все остальные виды ваты происходят от нее.

Прана — «ведущая» для четырех остальных суб-дош и является наиболее важным аспектом вата-доши, управляющей телом в целом. Поддерживать прану в равновесии жизненно важно для всех телесных функций.

Дисбаланс праны вызывает тревогу, беспокойство ума, бессонницу, неврологические болезни, икоту, астму и другие болезни дыхательной системы, а также головные боли из-за перенапряжения.

Удана (уд-ана) — это воздух (нервная сила), движущийся вверх. Располагаясь в груди (легких) и концентрируясь в горле, она управляет выдохом и речью, а также отвечает за память, мыслительный процесс, силу, волю и усилие. Удана определяет наши жизненные стремления. В момент смерти она отделяется от тела и направляет нас в тонкие миры в зависимости от нашей воли и кармы, которые действуют через удану. Когда она развивается в совершенстве, человек овладевает различными психическими способностями и может выходить с ее помощью за границы обычного мира. В практике йоги уделяется особое внимание развитию уданы.

Дисбаланс уданы проявляется в дефектах речи, сухом кашле, болезнях горла, тонзиллитах, заболеваниях уха и общей усталости.

Самана (сама-ана) означает уравновешивающий воздух. Она расположена в желудке и тонком кишечнике, концентрируется в тонком кишечнике и представляет собой нервную силу, управляющую пищеварительной системой. Эта суб-доша контролирует движение пищи по пищеварительному тракту, и ритм перистальтики.

Дисбаланс саманы ведет к слишком быстрому или слишком медленному пищеварению, скоплению газов, поносу, нервным болям в желудке, неправильному усвоению питательных веществ и формированию ослабленных тканей.

Вьяна (ви-ана) означает рассеянный, или проникающий, воздух. Она расположена в нервной системе по всему телу, в коже и циркуляторной системе, концентрируется в сердце и оттуда распространяется по всему организму. Вьяна управляет системой кровообращения и через нее — движением мышц и суставов, нервными импульсами и внутренней секрецией.

Эта суб-доша правит циркуляцией в теле во всех ее аспектах, особенно сердечным ритмом, сокращением и расслаблением кровеносных сосудов и периферийной циркуляцией. Она регулирует кровяное давление, потение, зевоту и осязание.

Дисбаланс вьяны ведет к повышенному кровяному давлению, ослаблению циркуляции, сбоям сердечного ритма и стрессам, связанным с нервными расстройствами.

Апана (апа-ана) означает воздух, движущийся вниз, или удаляющий воздух. Она расположена в толстой кишке и нижней части живота, концентрируется в толстой кишке и управляет всеми импульсами, направленными вниз: выделением, мочеиспусканием, менструациями, родами и соитием. Эта суб-доша, направленная вниз, ответственна за удаление отходов из организма, а также, вне пищеварительного тракта, за сексуальную функцию и менструацию.

Удана (восходящий воздух) направляет нашу жизненную силу вверх и способствует эволюции или освобождению сознания, апана (нисходящий воздух) направляет ее вниз и ведет к регрессу или ограничению сознания.

Прямая кишка считается основным местопребыванием апаны и тем местом, откуда идут все нарушения ваты. Так как это сила, направленная вниз, в своем возбужденном состоянии она вызывает разложение и распад. Поэтому при лечении ваты следует в первую очередь уделять внимание лечению апаны.

Дисбаланс апаны вызывает запоры, понос, скопление газов, кишечные судороги, колиты, мочеполовые расстройства, менструальные боли, болезни простаты, сексуальные расстройства, боли в пояснице и мышечные спазмы.


Нет комментариев

Оставить комментарий