Ведический пост экадаши


Ведический пост экадаши

Экадаши (от санскр. эка — один, даша — десять) — это одиннадцатые лунные сутки (титхи) после новолуния и полнолуния. Эти дни считаются особенно благоприятными для совершения аскезы.

Лунный месяц состоит из 30 лунных суток, он делится на две половины — светлую, когда луна возрастает, и темную, когда луна убывает. В один лунный месяц бывает два экадаши шукла экадаши (светлой половины месяца) и кришна экадаши (темной половины месяца), то есть это 11 лунный день (растущая Луна) и 26 лунный день (убывающая Луна).

В этот день древние тексты рекомендуют полностью поститься или хотя бы воздержатся от употребления в пищу зерновых и бобовых, прилагая особые усилия в духовной практике. Считается, что совершение духовных аскез в дни экадаши помогает душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане.

В аюрведе также рекомендуется поститься раз в две недели, чтобы сохранить и улучшить здоровье. Пост развивает человека физически и духовно. Древние тексты говорят, что пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни. Воздержание от пищи является очистительной процедурой, позволяющей вывести токсины из организма.

История возникновения экадаши

В Пуранах описывается несколько историй возникновения поста в день экадаши. Вот одна из них:

Затем Арджуна спросил:
«О Господь, Ты сказал, что даже тысяча ведических жертвоприношений не равны посту в экадаши. Как возможно это? Как экадаши стал значительнее всех дней?»

Господь Шри Кришна ответил:
«Я расскажу тебе, почему экадаши самый очищающий из всех дней. Когда-то в Сатья-югу жил необычайно страшный демон по имени Мура. Всегда очень гневный, он держал в страхе всех полубогов, побеждая даже Индру — царя небес; Вивасвана — Бога Солнца; восьмерых Васу; Господа Брахму; Вайю — бога ветра; и Агни — бога огня. Своей ужасной силой он подчинил их себе.

Тогда Господь Индра пришел к Господу Шиве и сказал: «Мы все упали с наших планет и теперь в несчастье скитаемся по земле. О Господи, как найти нам избавление от этого бедствия? Что ждёт нас, полубогов?»

Господь Шива ответил: «О лучший из полубогов, иди к Господу Вишну, сидящему на Гаруде. Он — Джаганнатха, правитель всех вселенных, а также их убежище. Он защищает все души, предавшиеся Ему».

Господь Кришна продолжал:
«О Арджуна — завоеватель богатства, выслушав эти слова Господа Шивы, Господь Индра вместе со всеми полубогами отправился туда, где отдыхал Господь Джаганнатха, Господь Вселенной, защитник всех душ.

Глядя на Господа, спящего в воде, полубоги сложили ладони и вслед за Индрой вознесли такие молитвы: «О Верховная личность Бога, склоняемся пред Тобою. О Бог богов, о прославленный главными полубогами, о Враг демонов, о лотосоокий Господь, о Мадхусудана (убивший демона Мадху), пожалуйста, защити нас. Напуганные демоном Муру, мы пришли найти убежище у Тебя. О Джаганнатха, Ты творящий всё и создатель всего. Ты мать и отец всей вселенной. Ты создаёшь, поддерживаешь и разрушаешь всё. Ты высший помощник всех полубогов, и только Ты можешь принести им мир. Только Ты являешься землёй, небом и всеобщим благодетелем. Ты Шива, Брахма и Вишну, поддерживающий три мира. Ты — бог солнца, луны и огня. Ты очищенное масло, Ты жертво-приношение, священный огонь, мантры, ритуалы, священник и тихое повторение джапы. Ты сама жертва, Ты приносящий жертву и наслаждающийся её результатами.

Верховная Личность Бога, ничто в этих трёх мирах, как движущееся, так и неподвижное, не может существовать независимо от Тебя. О Всевышний Господь, Бог богов. Ты защитник предавшихся Тебе. О Высший мистик, о убежище страшащихся, пожалуйста, спаси и защити нас. Нас, полубогов, победили демоны, и мы низвергнуты с райских сфер. О Господь, лишённые своего положения, мы теперь скитаемся по этой земной планете».

Господь Кришна продолжил:
«Выслушав слова Индры и других полубогов, Шри Вишну, Верховная личность Бога, ответил: «Какой демон обладает столь великой силой иллюзии, что смог победить всех полубогов? Каково его имя и где он живет? Где он получил свою силу и защиту? Расскажи мне, Индра, обо всём и не бойся».

Господь Индра сказал: «О Верховная личность Бога, О Бог богов, о побеждающий страх в сердцах Твоих чистых преданных, о милостивый к Своим преданным слугам, был когда-то в династии брахманов могущественный демон по имени Надиджанга. Он был необычайно грозен и полностью посвятил себя низвержению полубогов. Он породил сына, имеющего позорную известность, по имени Мура. Большим стольным градом Муры является Чандравати. Оттуда чрезвычайно злой и могущественный демон Мура завоевал весь мир и победил всех полубогов, выгнав их с небесного царства.

Он взял себе роль Индры, — царя небес; Агни — бога огня; Ямы — бога смерти; Вайю — бога ветра; Иши — Господа Шивы; Сомы — бога луны; Найррити — бога направлений; и Паши-Варуны — бога воды. Также он стал излучать свет в роли бога солнца, а также превратил себя в облака. Полубоги не могут победить его. О Господь Вишну, пожалуйста, убей этого демона, даруй победу полубогам».

Слушая от Индры эти слова, Господь Джанардана очень разгневался и сказал: «О могущественные полубоги, вы все можете теперь отправиться в стольный град Муры Чандравати».

Воодушевленные этим, все полубоги во главе с Господом Хари двинулись в Чандравати. Увидев полубогов, Мура, главнейший из демонов, громогласно захохотал вместе с бесчисленными тысячами других демонов, держащих сияющее бриллиантами оружие. Мощно вооруженные демоны кололи полубогов, которые стали покидать поле битвы, убегая в десяти направлениях. Увидев на поле боя Всевышнего Господа Хришикешу, владыку чувств, свирепые демоны набросились на него с различным оружием в руках. Как только они атаковали Господа, державшего меч, диск и палицу, Он пронзил все их члены Своими острыми ядовитыми стрелами. Много сотен демонов погибли от руки Господа. В конце концов с Господом стал сражаться Мура, глава демонов. Мура пользовался магической силой, обезвреживая любое оружие, выпущенное Всевышним Господом Хришикешей. Демон воспринимал удары оружия как прикосновение цветков. Когда Господь не смог победить демона даже разными видами оружия — метательным и тем, которое держат — Он стал сражаться голыми руками, столь же твердыми, как обитые железом палицы. Господь боролся с Мурой тысячу небесных лет, а затем, как бы устав, отправился в Бадарикашрама. Здесь Господь Йогешвара, величайший из всех йогов, Господь Вселенной, вошёл для отдыха в очень красивую пещеру, называемую Химавати.

О Дхананджая, завоеватель богатства, эта пещера имела размеры в девяносто шесть миль и только один вход. От страха, а также чтобы поспать, Я зашел туда. Великая битва, конечно же, очень утомила Меня. Демон последовал за мной в пещеру и, увидев Меня спящим, подумал в сердце своем: «Сегодня я уничтожу Хари, убийцу всех демонов».

Пока злонамеренный Мура строил эти планы, из Моего тела, ослепительно сияя, изошла юная девушка. Мура увидел, что она снаряжена различным сверкающим оружием и готова к сражению. Вызванный этой женщиной на бой. Мура приготовился и стал сражаться с ней, но очень удивился тому, что она не уступает ему в сражении.

Царь демонов сказал: «Кто создал эту гневную, грозную девушку, так мощно, подобно удару молнии, сражающуюся со мной?» Сказав это, демон продолжил сражаться.

Внезапно эта лучезарная богиня вдребезги разбила всё оружие Муры и в одно мгновение лишила его колесницы. Он бросился на неё с голыми руками, но увидев это, она гневно снесла ему голову. Поверженный демон упал на землю и отправился в обитель Ямараджи Паталу, подземную область, где находят отдых от страха и несчастий враги Господа.

Когда Всевышний Господь проснулся, он увидел поверженного демона и девушку, склонившуюся пред ним со сложенными ладонями. Его лицо выражало изумление.

Господь Вселенной сказал: «Кто убил этого злобного демона? Он легко победил всех полубогов, гандхарвов, даже самого Индру вместе с марутами, спутниками Индры, а также нагов (змиев), правителей низших планет. Он победил даже Меня, заставив спрятаться от сражения в этой пещере. Кто так милостиво защитил Меня, после того, как Я убежал с поля битвы, чтобы поспать в этой пещере?»

Девушка ответила: «Это я убила демона, явившись из Твоего трансцендентного тела. О Господь Хари, увидев Тебя спящим, он, конечно же, захотел убить Тебя. Понимая намерения этой занозы трёх миров, я убила злобного негодяя и избавила от страха всех полубогов. Я — Твоя великая маха-шанти. Твоя внутренняя энергия, порождающая страх в сердцах Твоих врагов. Чтобы защитить три мира, я убила этого демона, ужасающего всю вселенную. О Господь, пожалуйста, скажи, почему Ты удивился, увидев этого демона убитым?»

Всевышний Господь сказал: «О безгрешная, Я очень доволен, что ты убила этого царя демонов. Ты даровала полубогам счастье, процветание и все блага. Так как ты принесла наслаждение всем полубогам в трёх мирах, Я очень доволен тобой. О благая, проси у Меня, чего хочешь. Несомненно, Я дам тебе это».

Девушка сказала: «О Господь, если Ты доволен мной и хочешь меня наградить, дай мне силу освобождать от величайших грехов тех, кто постится в этот день. Я хочу, чтобы половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз вечером (избегая зерна и бобов) или в полдень. Также пускай тот, кто, контролируя свои чувства, строго соблюдает полный пост в день моего явления, на один миллиард кальп вернётся в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений. Такое благословение я хочу получить по Твоей милости, мой Господь.

О Господь Джанардана, пожалуйста, даруй соблюдающему полный пост, а также принимающему пищу только раз вечером или в полдень, религиозное отношение, богатство и, наконец, освобождение».

Всевышний Господь сказал:
«О самая достойная женщина, да будет так. В этом мире все Мои преданные будут поститься в твой день, прославившись этим в трёх мирах, и, в конце концов, придут ко мне и останутся в Моей обители.

Так как ты, Моя трансцендентная энергия, явилась на одиннадцатый день убывающей луны, тебя будут звать Экадаши.

Если кто-то постится в экадаши, Я сожгу все его грехи и дарую ему Свою трансцендентную обитель.

vedicheskij-post-ekadashi1

Правила соблюдения экадаши

Наилучший пост в экадаши — это полное воздержание от еды (некоторые последователи индуизма воздерживаются и от питья). Тем, для кого это непосильно, рекомендуется употреблять пищу, не содержащую зерновых или бобовых и желательно только один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Она может состоять из любых корнеплодов (кроме свеклы), фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и всех овощей, кроме грибов. В одном из текстов Кришна говорит Арджуне, что тот, кто полностью постится в экадаши, получит награду полностью, а тот, кто ест накту — получит только половину.

Чтобы получить полное духовное благо от соблюдения поста, следует избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, употребления орехов бетеля, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период ее менструации, общения с пьяницами, ткачами и прачками. При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых, также следует избегать шпината, меда, баклажанов, асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль, допустимы), а также принятия пищи в чужих домах.

Согласно индуистским писаниям, каждый старше 5 лет и моложе 80 лет должен соблюдать пост в экадаши. Тот, кто не в состоянии поститься из-за серьезной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и пожертвовать ему что-то, чтобы он держал за него пост. Также он может просто слушать или читать о значении каждого экадаши. Эта практика рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста.

Как рассчитать день начала экадаши

Аскезы, соответствующие определенным лунным дням, и в частности пост во время экадаши, соблюдают в соответствии с солнечными сутками (от рассвета до рассвета). Но так как лунные сутки не совпадают с солнечными, то сопоставляют их следующим образом: лунные сутки, которые начались до восхода солнца, дают название данным солнечным суткам. То есть, если сегодня в момент восхода солнца идет 11 лунный день (экадаши), то эти солнечные сутки (от рассвета до рассвета) будут считаться 11 лунным днем (экадаши).

Но если определенные лунные сутки начались после восхода солнца, то пунья карма (благочестивая деятельность), которая предписана в этот день, или праздник, переносятся на следующий. Например, пост экадаши в этом случае соблюдается в двадаши (12 лунный день).

Если экадаши не был соблюден по какой-то причине, можно провести его на следующий день (двадаши) и прервать пост на третий день (трайодаши).

Польза, от соблюдения поста в экадаши

Говорится, что дающий милостыню в первый день при полной луне, получает награду в 100 000 раз больше, чем от обычного пожертвования, а тот, кто дает милостыню в день санкранти (равноденствия) получает благо в 400 000 раз больше обычного результата. Однако же, просто соблюдая пост в экадаши, человек достигает всех этих благих результатов.

Так же сказано, что пост в экадаши даёт тот же результат, что и посещение святого места паломничества Курукшетры во время солнечного или лунного затмения.

Кроме того, человек, соблюдающий полный пост в экадаши, достигает блага, в сто раз большего, чем от совершения ашвамедха-ягьи.

Более того, тот, кто хоть однажды совершенным образом постился в экадаши, заслуживает того же, что и кормящий 1 000 нищих каждый день в течение 60 000 лет.

Человек, один раз правильно соблюдающий экадаши, получает благо в десять раз превышающее благо от раздачи 1 000 коров брахманам, превосходно знающих Веды.

Следует заметить, что человеку, накормившему одного брахмачари, воздается в десять раз больше, чем накормившему в своем доме десять хороших брахманов. Но тот, кто дарует землю нуждающемуся и благочестивому брахману, достигает в 1 000 раз большего, чем накормивший брахмачари, и в 1 000 раз больше этого благо от выдачи чистой девушки замуж за молодого, хорошо образованного и порядочного человека. Но в 10 раз более благоприятнее этого — правильное воспитание детей и наставление в их духовном пути, без ожидания какой-либо награды. Однако же, в 10 раз лучше, чем это, давать хлеб голодному. То есть пользу от соблюдения полного поста в экадаши просто невозможно измерить или с чем-либо сравнить.


Нет комментариев

Оставить комментарий