Хатха-йога — описание направления


xatxa-joga-opisanie

Хатха-йога (в переводе с санскрита принудительное или усиленное слияние) – одно из направлений йоги, сформировавшееся в X-XI веках. В некоторых источниках хатха-йога рассматривается как подготовительный этап, подготавливающий к практике раджа-йоги. Другие источники описывают хатха-йогу, как целостную систему, позволяющую достичь конечно цели йоги – освобождения.

История происхождения

По некоторым легендам учение хатха-йоги передал людям Шива. Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру (учителя) в парампаре (линии передачи знаний).

Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X—XI веках йогическую традицию натхов. Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Горакша-паддхати, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.).

Лекция Ильи Журавлева знакомит слушателей с современными школами хатха-йоги в Индии. В лекции рассматриваются основные учителя йоги, которые пытались популяризировать ее среди населения Индии и за рубежом. Школы хатха-йоги, основанные выдающимися индийскими учителями 20-века – Свами Шиванандой, Свами Сатьянандой, Дхирендрой Брахмачари, Шри Тирумалаем Кришнамачарьей и его знаменитыми учениками, каждый из которых пошел своим путем – Шри Паттабхи Джойсом, Шри БКС Айенгаром, Шри ТКВ Дешикачаром, Шри Шриватса Рамасвами.

Хатха-йога книги

Древнейшим уцелевшим классическим текстом, в котором описаны и систематизированы многие практики хатха-йоги, является Хатха-йога Прадпика. Ее автор Свами Сватмарама был последователем Горакшанатха.

Хатха-йога активно развивалась в XVII—XVIII веках. К этому времени относят такие книги, как: Гхеранда-самхита, написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; Йога-карника автора Агхорананды; Хатха-санкета-чандрика, приписываемый Сундарадэве и др. Также ориентировочно к XVIII веку относится Шива-самхита — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги.

Хатха-йога Прадпика, Гхеранда-самхита и Шива-самхита считаются главными классическими трактатами по хатха-йоге.

xatxa-joga-opisanie1

Практики хатха-йоги

Практика хатха-йоги включает в себя шаткармы (практики внутреннего очищения), асаны (позы йоги), мудры (практики запечатывания и перенаправления течения тонкой энергии в теле), бандхи (замки), и пранаямы (дыхательные упражнения, контроль за дыханием), а также элементы пратьяхары (отвлечение ума от чувств и внешних объектов), дхараны (концентрации) и дхьяны (медитации). Во всех практиках есть элементы работы с. Также для практикующего предписывается соблюдение ям (общих нравственных требований) и ниям (правил индивидуального поведения).

Яма и нияма

Яма и нияма – этические принципы хатха-йоги. Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги, изложенной в Йога-сутрах Патанджали. Яма – этические заповеди, являющиеся правилами поведения для общества и для отдельного человека. Они таковы: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неворовство), брахмачарья (воздержание), апариграха (нежелание чужого). Нияма – это правила индивидуального поведения. Патанджали перечисляет пять ниям: шауча (чистота), сантоша (удовлетворенность), тапас (рвение или аскетизм), свадьхяя (изучение Я), Ишвара рпнидхана (преданность Богу).

Шаткармы

Шаткарма (в переводе с санскрита: шат — шесть, карма — действие) — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Эти практики классифицированы и описаны в древних йогических текстах Хатха-йога-прадипика и Гхеранда-самхита:

  1. Дхаути— набор техник очищения пищеварительного тракта;
  2. Басти — метод промывания и тонизирования толстой кишки;
  3. Нети — набор методов промывания и очищения носовых проходов;
  4. Тратака — практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы;
  5. Наули (Лаулики) — способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
  6. Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трёх простых техник.

Асаны

Асана — устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся. Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть стхирам (устойчивой) и сукха (легкой). Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме.

В древних текстах описывается небольшое количество асан. В Хатха-йога Прадипике их 16, в Гхеранда-самхите — 32. Асана дает устойчивость, здоровье и неподвижность. Асаны – это не просто гимнастические упражнения, это позы. Устойчивая и приятная поза порождает умственную уравновешенность и препятствует непоследовательности мыслей. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определенное внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.

Лекция Ильи Журавлева познакомит слушателей с историей развития практики асан в древней и современой йоге. Из лекции вы узнаете об особенностях практики йоги в древности и в современном мире. В современной йоге стимулом для практики является поддержание здоровья, в отличие от древней традиции, где целью было достижение самадхи. Эти изменения связаны с изменением социальных условий жизни, что привело к необходимости популяризации йоги среди широких масс населения и адаптации практики под них.

Пранаяма

Пранаяма (в переводе с санскрита контроль или остановка дыхания) — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тесно связаны с дыханием. Упражнения пранаямы применяются для очистки тонкого тела и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии. Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).

Мудры и бандхи

Мудра переводится как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова — «дарующая радость». Бандха переводится как «замок». В Хатха-йога Прадипике сказано, что целью практики мудр и бандх является пробуждение и поднятие энергии кундалини.


Нет комментариев

Оставить комментарий